I. Общие положения
1.1. Положение о педагогической диагностике индивидуального развития
воспитанников в МБДОУ – детский сад № 588 (далее Положение) разработано в
соответствии с:
Конвенцией о правах ребенка ООН;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
Уставом МБДОУ – детский сад № 588 (утвержден Распоряжением
Департамента образования Администрации города Екатеринбурга
№
700/46/36 от 21.03.2019г.) и локальными актами, регламентирующими
реализацию процедур контроля и
проведение педагогических
диагностических мероприятий;
Основной общеобразовательной программой образовательной программой
дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения - детский сад № 588 (далее ОП МБДОУ).
1.2. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками основной
образовательной программы дошкольного образования и заключается в анализе
освоения
ими
содержания
образовательных
областей:
социальнокоммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое,
физическое развитие. Педагогическая диагностика индивидуального развития
ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления
образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную
корректировку образовательного процесса.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
ДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с
трудовыми договорами.
II. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики
индивидуального развития ребенка
2.1. Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических
действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с
ребенком. 2.2. Задачи педагогической диагностики:
индивидуализация
образования
(поддержка
ребенка,
построение
образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в
образовательном процессе или имеющих особые образовательные
потребности);
оптимизация работы с группой детей.
2.3.Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей
являются:
комплексность;
непрерывность;
диагностичность (наличие критериев);
уровневость;
доступность результатов для родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком),
обобщенной
информации
для
различных
групп
потребителей
(педагогический совет МБДОУ, экспертные комиссии, Управление
образования Администрации Кировского района).
2.4. Педагогическая диагностика:
позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и
оценивать его динамику;
учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс
без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к
паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности
развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
учитывает представленные в ОП МБДОУ целевые ориентиры, но не
использует их в качестве основания для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
2.5. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводится логопедическая
диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом и
только с согласия родителей (законных представителей) детей. При необходимости
(обращении родителей или педагогов, но только с согласия родителей) может
проводиться ранее для своевременного выявления отклонений в развитии и
проведения необходимой коррекции.
III. Организация проведения оценки индивидуального развития
3.1. Педагогическая диагностика осуществляется в форме регулярных наблюдений
педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно
образовательной деятельности с ними, на протяжении всего учебного года во всех
возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка
фиксируются педагогом. Фиксация результатов проводятся: входная (последняя
неделя сентября – первая неделя октября); итоговая диагностики (вторая и третья
неделя мая).
3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями
и специалистами МБЮДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по
картам предоставляются заместителю заведующего по ВМР. В конце учебного
года проводится сравнительный анализ результативности образовательного
процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной
образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.
3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
заместителю заведующего по ВМР обеспечивает условия объективного
проведения оценки индивидуального развития ребенка: выбирает методики и
параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих
сложности в проведении педагогической диагностики;
специалисты МБДОУ проводят педагогическую диагностику (учительлогопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре)
своего направления развития личности воспитанников,
анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач,
намечают пути коррекции;
воспитатели
проводят
оценку
индивидуального
развития
воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов
или неудач, намечают пути коррекции.
3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется:
при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев)
входная (последняя неделя сентября – первая неделя октября); итоговая
(вторая и третья неделя мая) в целях определения динамики его развития;
в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
IV. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка.
4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы,
анализ продуктов детской деятельности, в процессе непосредственно
организованной деятельности, игровых ситуаций.
4.2. Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням
показателей:
0 баллов – «недостаточный» уровень развития. Ребенок не владеет деятельностью,
качество личности, способности не проявляются или проявляются крайне редко
при активном участии взрослого.
1 балл – «допустимый» уровень развития. Ребенок способен самостоятельно
выполнить деятельность, но ему требуется помощь воспитателя (показ, подсказка,
совет, рекомендация и т.д.). Ребенок демонстрирует личностные качества,
способности, но не очень часто, не очень ярко, ему нужна постоянная поддержка
взрослого. Может проявлять интерес, желание научиться.
2 балла – «оптимальный» уровень развития. Ребенок овладел на уровне
самостоятельности доступными ему видами детской деятельности (игра, труд,
учение). Уверенно демонстрирует сформированные способности и приобретенные
личностные качества.
3 балла – «активный оптимальный» уровень развития (одаренный ребенок).
Ребенок демонстрирует творческий уровень самодеятельности, появляется
собственный неповторимый стиль выполнения деятельности. Освоенная на уровне
творчества деятельность становится средством самопознания, совершенствования
себя как неповторимой индивидуальности.
Оценки «оптимальный уровень» и «допустимый уровень» отражают состояние
нормы развития и освоения ОП МБДОУ. Если по каким-то направлениям
преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную
работу с воспитанником по данному направлению с учётом выявленных проблем, а
также при взаимодействии с семьёй по реализации ОП МБДОУ.
4.3. По результатам педагогической диагностики составляются индивидуальные
рекомендации по коррекции развития ребёнка.
4.4. Методологическая основа педагогической диагностики: для проведения
педагогической
диагностики
используются
параметры
педагогической
диагностики индивидуального развития детей от 2 до 7 лет, разработанные с
учетом рекомендаций авторов примерной образовательной
программы
дошкольного
образования
«Детство»,
научно-методического
пособия
«Мониторинг в детском саду», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе,
М. В. Крулехт. В основу разработки критериев и показателей оценки достижения
результатов освоения ОП МБДОУ положено содержание образовательных
областей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, содержит
диагностический инструментарий, с учетом содержания регионального
методического пособия «Мы живем на Урале», под редакцией О.В. Толстиковой,
О.В. Савельевой; оздоровительно-развивающей программы «Здравствуй!», под
редакцией М.Л. Лазарева.
V. Контроль
5.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития
ребенка осуществляется заведующим и заместителем заведующего по ВМР
посредством следующих форм:
ежедневный текущий контроль;
тематический контроль;
оперативный контроль;
Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и
анализ документации, собеседования.
VI. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития
ребенка
6.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на
педагогических заседаниях МБДОУ.
6.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей
могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности
МБДОУ в целях принятия управленческих решений.
6.3. Основными пользователями информации о результатах оценки
индивидуального развития детей являются:
- родители (законные представители) воспитанников,
- педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
6.4. Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального
развития детей являются:
- педагогический совет МБДОУ,
- экспертные комиссии,
- Управление образования Администрации Кировского района;
VII. Документация
7.1. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты МБДОУ в конце года сдают
результаты проведения педагогических наблюдений с выводами заместителю
заведующего по ВМР, который осуществляет сравнительный анализ
педагогической диагностики, делает вывод, определяет рекомендации
педагогическому проектированию и зачитывает на итоговом педагогическом
совете МБДОУ.
7.2 Результаты оценки индивидуального развития детей хранятся у педагогов.
Аналитические справки по результатам проведенных педагогических диагностик
хранятся в методическом кабинете. Обновляются по мере необходимости.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)