МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 588
___________________________________________________________________________
Принято на заседании Педагогического
совета
Протокол №____от
«___»__________20_____г
Утверждаю _______________
Заведующий МБДОУ -детского сада № 588
Гурьева Г.В.
Приказ №______от «___»________20_____г
Положение
о логопедическом пункте
г. Екатеринбург, 2019
1
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение о логопедическом пункте (далее - Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом МОПО СО от
25.03.2002г. №05-05-805 «О примерном положении о логопедическом пункте
при
дошкольном
образовательном
учреждении»,
«Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» 2.4.1.3049-13,
Уставом МБДОУ-детского сада№ 588 (далее- Учреждения) и другими
действующими нормативными документами.
1.2. Положение регламентирует организацию работы логопедического пункта,
основные направления правовой, образовательной и коррекционной
деятельности, гарантирует возможность получения логопедической помощи
детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного
развития, педагогической реабилитации.
1.3. Логопедический пункт открывается приказом заведующего Учреждения
при
наличии
соответствующих
нормативно-правовых,
материальнотехнических, программно-методических и кадровых условий.
1.4. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное
расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда (из расчета не
более 20 детей с нарушениями речи на 1 ставку).
1.5.
Цель деятельности логопедического пункта: раннее выявление и
преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.6. Основные задачи:
- осуществление диагностики речевого развития детей дошкольного возраста;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или)
компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести,
обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;
- взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного
процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с
проблемами речевого развития;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью
профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса
логопедического воздействия.
1.7. Направления деятельности:
- диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса);
2
- коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и
компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их
ведущего вида деятельности);
- информационно-методическое:
а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации
речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности;
б) оказание консультационной помощи педагогам и родителям (законным
представителям);
в) организация всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
г) организация и систематизация методического фонда логопедического пункта
в соответствии с требованиями к оснащению;
д) сбор информации о деятельности логопедического пункта и ее анализ.
1.8. Общее руководство и ответственность за деятельностью учителя-логопеда
несет заведующий Учреждения.
2. Комплектование и организация деятельности логопедического пункта.
2.1. Комплектование логопедического пункта детьми дошкольного возраста
осуществляет образовательное учреждение, на базе которого функционирует
логопедический пункт.
2.2.
Комплектование
логопедического
пункта
осуществляется
по
разновозрастному принципу из числа воспитанников, посещающих группы
общеразвивающей направленности, имеющие различные нарушения устной
речи:
- фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- общее недоразвитие речи (ОНР) I II III уровней у детей с разной клинической
обусловленностью: дислалией, дазартрией, ринолалией, алалией, афазией;
- заикание.
2.3. Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется ежегодно с
01 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, а также в течение года при необходимости.
2.4. Данные об обследованных на логопедическом пункте детях вносятся
учителем-логопедом в журнал регистрации, с целью последующего
распределения воспитанников по группам в зависимости от структуры речевого
дефекта.
2.5. Основанием для зачисления ребѐнка на логопедический пункт является
заключение ТМПМПК либо заключение психолого-медико-педагогического
консилиума Учреждения. Зачисление воспитанников на логопедический пункт
осуществляется приказом заведующего Учреждения и проводится в течение
3
учебного года при наличии свободных мест. Преимущество при зачислении
отдается детям 5-7 лет и детям, недостатки речи которых, препятствуют их
успешному развитию и освоению образовательных программ дошкольного
образования.
2.5. На каждого, зачисленного на логопедический пункт, ребенка заполняется
речевая карта и индивидуальный план коррекционной работы.
2.6. Основными формами организации работы с детьми на логопедическом
пункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Подгрупповые
занятия организуются на определенных этапах логопедической работы, если
есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени
выраженности речевые нарушения. Предельная наполняемость подгрупп
устанавливается от характера нарушения развития устной речи:
- с общим недоразвитием речи (ОНР) – 3-5 человек;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) – 5-6 человек;
- с заиканием – 5-6 человек.
2.7. Периодичность и продолжительность коррекционных занятий зависят от
режима работы Учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения:
- с детьми с ОНР различной клинической обусловленностью - не менее 3 раз в
неделю;
- с детьми с ФФНР и ФНР - не менее 2 раз в неделю;
- с заикающимися детьми - не менее 3 раз в неделю.
Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренного
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
2.4.1.3049.13.
2.8. Занятия с детьми на логопедическом пункте проводятся ежедневно, как в
часы, свободные от непрерывной образовательной деятельности, так и во время
их проведения, согласно циклограмме, утвержденной заведующим
Учреждения.
2.9. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от
индивидуальных особенностей детей, степени тяжести речевых нарушений и
составляет:
- с фонетическим недоразвитием речи - от 3 до 9 месяцев;
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - в течение года;
- с общим недоразвитием речи – до 2 лет.
2.10. Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте
возлагается на учителя-логопеда и родителей (законных представителей)
ребенка.
4
2.11. Консультативный прием родителей учителем-логопедом проводится
еженедельно по средам с 16.00 до 18.00.
2.12. Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере
устранения у них нарушений речевого развития.
2.13. Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется
следующим образом: 75% - работа с детьми; 15% - консультационнометодическая работа; 10% - работа с документацией.
2.14. На логопедическом пункте ведется следующая документация:
- журнал регистрации обследуемых детей;
- журнал учета посещения логопедических занятий;
- речевые карты;
- годовой план работы учителя-логопеда;
- индивидуальные коррекционные программы;
- журнал учета консультаций с родителями;
- диагностическая карта динамического наблюдения речевого развития детей;
- расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени учителялогопеда;
- аналитическая справка по результатам деятельности за год;
- паспорт логопедического кабинета.
3. Участники коррекционно-образовательного процесса.
3.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом
пункте являются: ребенок, родители (законные представители), учительлогопед, воспитатель.
3.2. Учитель-логопед организует и координирует взаимодействие со всеми
участниками коррекционно-образовательного процесса: информирует о
содержании коррекционно-образовательного процесса, о продвижении детей и
проблемах в речевом развитии.
4. Функциональные обязанности учителя-логопеда.
4.1. Учитель-логопед:
- организует и осуществляет профессиональную коррекцию нарушений речи
детей дошкольного возраста;
- обследует детей, определяет структуру и степень выраженности речевого
дефекта;
- комплектует подгруппы для проведения логопедических занятий с учетом
психофизического
состояния
детей.
Проводит
индивидуальную
и
подгрупповую коррекционно-образовательную деятельность по коррекции
нарушений речи, восстановлению нарушенных функций. оказывать
консультативную помощь
родителям, знакомить их с планом работы по
коррекции речевых недостатков;
5
- работает в тесном взаимодействии с воспитателями, педагогамиспециалистами и родителями (законными представителями);
- консультирует педагогических работников и родителей (законных
представителей) по применению специальных методов и приемов оказания
помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии;
- устанавливает контакты и взаимодействует с организациями, работающими в
данном направлении (ТМПМПК);
- имеет необходимые для логопедической работы наглядные пособия и
материалы;
- ведет документацию логопедического пункта.
5. Управление логопедическим пунктом.
5.1. Непосредственный контроль над работой логопедического пункта
осуществляет заведующий Учреждения.
5.2. Заведующий Учреждения обеспечивает создание условий для проведения
коррекционной работы с детьми, имеющих отклонения в речевом развитии,
подбирает педагогов для коррекционной работы.
5.3. Логопедический пункт возглавляет учитель-логопед.
5.4. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для
педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством
РФ.
6. Материально-техническая база и финансовое обеспечение
логопедического пункта.
6.1. Для логопедического пункта в Учреждении выделяется отдельный кабинет,
отвечающий требованиям СанПиН.
6.2. На администрацию Учреждения возлагается ответственность за
оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт.
6.3. Логопедический пункт финансируется из средств Учреждения.
6