Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.
08.10.2019

Припроизнесенииразличныхзвуковкаждыйучаствующийвречевомактеорганзанимаетопределённоеположение.Вречизвукипроизносятсяплавно, один за другим,иорганыартикуляциидолжныуметьбыстроменятьсвоеположение. Добитьсячеткогопроизношениязвуков,слов,фразможнотолькоприусловиихорошейподвижностиоргановартикуляционногоаппарата,ихуменииперестраиватьсяиработатьслаженно,икоординировано.
Важностьартикуляционнойгимнастикидлядетейтруднопереоценить.Онаподобнаутреннейзарядке:усиливаеткровообращение,развиваетгибкостьоргановречевогоаппарата,укрепляетмышцылица.Такжеартикуляционнаягимнастикаоченьважнадетямсверным,новялымпроизношениемзвуков.
Артикуляционнуюгимнастикудлядетеймладшегодошкольноговозраста лучшепроводитьвигровойформе.Дляэтогохорошоподходятмалыестихотворныеформы.Артикуляционнаягимнастикавстихах–этонетолькоповышениеинтересаребёнкакконкретномуупражнению,нииотсчётвременивыполненияупражненияиопределениеритмавыполнениядинамическихупражнений.
Предлагаювашемувниманиюигрыистихидляразвитияречиумалышей,атакжелогопедическиезарядкидляязыкаиартикуляционнуюгимнастикувстихах:
1.Чтоэто?Ктоэто? Вэтунесложнуюигруможноигратьссамымималенькимидетками.Возможнотакжеусложнитьправиладляболеестарших.Сутьигрывтом,чтоодинпытаетсяобъяснитьзагаданноесловохарактернымидлянегозвуками.Другомунеобходимокакможнобыстрееотгадатьслово (илипридуматькакможнобольшеслов,подходящихкданномузвуку).Например:тук-тук—молоток,дятел,каблучок,вжик-вжик—пила,ту-туууу—поезд,муу-у—корова,ж-ж-ж—жук,пчела,электробритва,
2.Логопедическоеупражнение —разминкадляязычка «Язычок-бурундучок». Считаете,чтопоказыватьязык–неприлично?Авот,сточкизрениялогопедии,оченьдажеполезно!!!Чемболеегибкийунасязычок,темлучшенашадикция,темправильнеепроизношение! Выполняемвместесмалышомупражненияязычком (дляначалажелательно,чтобыодинвзрослыйчиталстихотворение,адругойпоказывалдействия):
Язычок—бурундучок (показываемязычок)
Внорку–скок,изнорки–скок! (прячем,показываем)
Будеткраситьонзабор (проводимязыкомпозубкам,будточистимих),
Поднимаясьвышегор (стараемсядостатьдоноса)
Краскутолькопотерял (разочарованноприкусываемязык)
Тыеездесьневидал? (ищемязыкомиглазкамипосторонам)
Слева,справаонискал… (движемязыкомвлево-вправоиследимглазами)
Долгопрыгал,приседал (сгибаем-разгибаемязык)
Обошелвокругвесьрот («облизываемгубки»покругу)
Быстробегал:взад–вперед (движениясправа—налево)
Оченьсильноонустал (язычоксвисаеткакможнониже)
Вот–икраскиувидал!!! (улыбаемсявовесьрот,хлопаемвладоши)
3.Игра -потешка«Паровоз»напроизношениезвуков«т»и«ч» (помотивампесенкиЖелезновых)Садимсянаподушки,разложенныевряднаполуиликровати,пропевая:
Едет-едетпаровоз–Тритрубыистоколес,
Тритрубыистоколес,Онвагончикиповез!!!Ту-ту-ту-у-у-у!!!!
Паровозкричит:«Ту-ту-у-у!
ЯуедувАлма-Ату!Чу-чу-чу,чу-чу-чу,
Явасмигомпрокачу!!!
Тук-тук-тукстучатколеса,Будтокапелькидождя,
Паровозикже,безспросауезжаетотменя…(малышубегает,мамаловит–илинаоборот)
Ту-ту-ту-у-у-у!!!!
Артикуляционнаягимнастикавстихах.
«Часики»
Описание:Ротширокораскрыть.Языкмедленногоризонтальнопередвигатьизсторонывсторону,тянутьязыккуголкамрта.Поочередноменятьположениеязыка 4– 6раз.
Тик–так,тик–так–
Ходятчасики–воттак!
Влевотик,
Вправотак.
Ходятчасики–воттак!
«Лопатка»
Описание:Рототкрыт,широкийрасслабленныйязыклежитнанижнейгубе.
Пустьязыкнашотдыхает,
Пустьнемножкоподремает.
«Окошко»
Описание:широкооткрытьрот— "жарко"закрытьрот— "холодно"
Ротприоткроюянемножко,
Губысделаю«окошком».
Зубкирядышкомстоят
Ивокошечкоглядят.
«Варенье»
Описание:Улыбнуться,приоткрытьротиширокимязыкомвформе "чашечки"облизатьверхнююгубуиспрятатьврот
НашейМашеоченьсмело,
Нагубувареньесело,
Нужноейязыкподнять,
Чтобыкапелькуслизать.
«Лошадка»
Описание:Улыбнуться,показатьзубы,приоткрытьроти,присасываяязыккнёбу,пощёлкатькончикомязыка.Ротширокооткрывать (каклошадкацокаеткопытами).
Ялошадка–серыйбок (цок,цок),
Якопытцемпостучу (цок,цок),
Еслихочешь,прокачу (цок,цок).
«Остановитьлошадку»:сомкнутьгубыидостаточносильноподутьчерезних.Губывибрируютислышенхарактерныйзвук:«тпру-у-у».
«Чистимзубки»
Описание:улыбнуться,открытьроткончикомязыкасвнутреннейстороны "почистить"поочереднонижниеиверхниезубы.
Рототкройте,улыбнитесь,
Своизубкипокажите,
Чистимверхниеинижние,
Ведьониунаснелишние.
Описание:Улыбнуться,снапряжениемтак,чтобыбыливидныпередниеверхниеинижниезубы.Удерживатьгубывтакомположенииподсчётот 1до 5-10.
ШирокаНева–река,
Иулыбкаширока.
Зубкивсемоивидны–
Откраёвидодесны.
«Дудочка»
Описание:Снапряжениемвытянутьвпередгубы (зубысомкнуты).
Надудочкугубыположим,
Идажесыгратьнанейсможем.
Ду-Ду-Ду.
«Грибок»
Описание:улыбнуться,широкооткрытьрот,присосатьязыккнёбу,чтобыподъязычнаясвязкабыланатянута («ножкагриба»).Удерживатьвтакомположении 5-10секунд.
Налеснойопушке,
Гдежилакукушка,
Выросгрибволнушка,
Шляпанамакушке.
«Орешки»
Описание:ротзакрыт,кончикязыкаснапряжениемпоочередноупираетсявщёки,нащекахобразуютсятвердыешарики— "орешки".
Словнобелкимыбезспешки,
Ловкощёлкаеморешки.
«Качели»
Описание:Улыбнуться,открытьрот,кончикязыказаверхниезубы,кончикязыказанижниезубы.
Накачелях
Якачаюсь
Вверх–вниз,
Вверх–вниз,
Ивсевышеподнимаюсь,
Апотомвниз.
«Лесенка»
Описание:Улыбнуться,открытьрот,установитьязыквформечашечкинаверхнейгубе,затемперевести«чашечку»наверхниезубы,азатемзаверхниезубы.Удерживатьвтакомположении 3-5секунд.
Разступенька–языкобнимаетверхнююгубу.
Дваступенька—языкобнимаетверхниезубы.
Триступенька–языкпрыгаетзазубки.
«Гармошка»
Описание:Улыбнуться,открытьрот,присосатьязыккнёбу,открыватьизакрыватьрот (какрастягиваютмехагармошки).Приэтомрастягиваетсяподъязычнаясвязка.Постепеннонадораскрыватьротвсёширеидольшеудерживатьязыквверхнемположении.
Присосуязыкнанёбо,
Атеперьсмотритевоба:
Ходитчелюстьвверхивниз–
Унеётакойкруиз.
«Иголочка»
Описание:Открытьрот,языквысунутькакможнодальше,напрячьего,сделатьузкимиудерживатьвтакомположенииподсчётот 1до 5-10.
Улыбаюсь:вотшутник–
Узким-узкимсталязык.
Межзубами,каксучок,
Вылездлинныйязычок.
«Пароход»
Описание:Слегкаулыбнуться,высунутьязык,зажатьегозубамиипетьзвук«ы»:«ы-ы-ы» (пароходгудит).
Вывожуязыквперёд,
Закушуего–ивот:
«Ы»—такгудитпароход.
«Маляр»
Описание:Улыбнуться,открытьроти«покрасить»кончикомязыкатвёрдоенёбо («потолок»),двигаясьтозубовдогорлышка.
Язык–каккисточкамоя,
Иеюнёбокрашуя.
«Бульдог»
Описание:Чутьприоткрытьротипоместитьязыкмеждуверхнейгубойиверхнимизубами.Удерживатьвтакомположениинеменее 5секунд.
Заверхнююгубкузаложенязык–
Бульдогуступатьникомунепривык.
Оченьважновыполнятьартикуляционнуюгимнастикуиразминкусистематически,алучшеежедневно.Ирезультатоттакихвеселыхзанятийнезаставитвасдолгождать!
Источник:Детскийпортал "Детискоро"
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.06.2019
Дата обновления: 15.01.2021
Дата публикации: 08.10.2019