Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.

08.10.2019

img0.jpg







Припроизнесенииразличныхзвуковкаждыйучаствующийвречевомактеорганзанимаетопределённоеположение.Вречизвукипроизносятсяплавно, один  за другим,иорганыартикуляциидолжныуметьбыстроменятьсвоеположение. Добитьсячеткогопроизношениязвуков,слов,фразможнотолькоприусловиихорошейподвижностиоргановартикуляционногоаппарата,ихуменииперестраиватьсяиработатьслаженно,икоординировано.

Важностьартикуляционнойгимнастикидлядетейтруднопереоценить.Онаподобнаутреннейзарядке:усиливаеткровообращение,развиваетгибкостьоргановречевогоаппарата,укрепляетмышцылица.Такжеартикуляционнаягимнастикаоченьважнадетямсверным,новялымпроизношениемзвуков.

Артикуляционнуюгимнастикудлядетеймладшегодошкольноговозраста лучшепроводитьвигровойформе.Дляэтогохорошоподходятмалыестихотворныеформы.Артикуляционнаягимнастикавстихахэтонетолькоповышениеинтересаребёнкакконкретномуупражнению,нииотсчётвременивыполненияупражненияиопределениеритмавыполнениядинамическихупражнений.

Предлагаювашемувниманиюигрыистихидляразвитияречиумалышей,атакжелогопедическиезарядкидляязыкаиартикуляционнуюгимнастикувстихах:

1.Чтоэто?Ктоэто? Вэтунесложнуюигруможноигратьссамымималенькимидетками.Возможнотакжеусложнитьправиладляболеестарших.Сутьигрывтом,чтоодинпытаетсяобъяснитьзагаданноесловохарактернымидлянегозвуками.Другомунеобходимокакможнобыстрееотгадатьслово (илипридуматькакможнобольшеслов,подходящихкданномузвуку).Например:тук-тукмолоток,дятел,каблучок,вжик-вжикпила,ту-туууупоезд,муу-укорова,ж-ж-жжук,пчела,электробритва,

2.Логопедическоеупражнениеразминкадляязычка «Язычок-бурундучок». Считаете,чтопоказыватьязыкнеприлично?Авот,сточкизрениялогопедии,оченьдажеполезно!!!Чемболеегибкийунасязычок,темлучшенашадикция,темправильнеепроизношение! Выполняемвместесмалышомупражненияязычком (дляначалажелательно,чтобыодинвзрослыйчиталстихотворение,адругойпоказывалдействия):

Язычокбурундучок (показываемязычок)

Вноркускок,изноркискок! (прячем,показываем)

Будеткраситьонзабор (проводимязыкомпозубкам,будточистимих),

Поднимаясьвышегор (стараемсядостатьдоноса)

Краскутолькопотерял (разочарованноприкусываемязык)

Тыеездесьневидал? (ищемязыкомиглазкамипосторонам)

Слева,справаонискал (движемязыкомвлево-вправоиследимглазами)

Долгопрыгал,приседал (сгибаем-разгибаемязык)

Обошелвокругвесьрот («облизываемгубки»покругу)

Быстробегал:взадвперед (движениясправаналево)

Оченьсильноонустал (язычоксвисаеткакможнониже)

Вотикраскиувидал!!! (улыбаемсявовесьрот,хлопаемвладоши)

3.Игра -потешка«Паровоз»напроизношениезвуков«т»и«ч» (помотивампесенкиЖелезновых)Садимсянаподушки,разложенныевряднаполуиликровати,пропевая:

Едет-едетпаровозТритрубыистоколес,

Тритрубыистоколес,Онвагончикиповез!!!Ту-ту-ту-у-у-у!!!!

Паровозкричит:«Ту-ту-у-у!

ЯуедувАлма-Ату!Чу-чу-чу,чу-чу-чу,

Явасмигомпрокачу!!!

Тук-тук-тукстучатколеса,Будтокапелькидождя,

Паровозикже,безспросауезжаетотменя(малышубегает,мамаловитилинаоборот)

Ту-ту-ту-у-у-у!!!!

Артикуляционнаягимнастикавстихах.

«Часики»

Описание:Ротширокораскрыть.Языкмедленногоризонтальнопередвигатьизсторонывсторону,тянутьязыккуголкамрта.Поочередноменятьположениеязыка 4 6раз.

Тиктак,тиктак

Ходятчасикивоттак!

Влевотик,

Вправотак.

Ходятчасикивоттак!

«Лопатка»

Описание:Рототкрыт,широкийрасслабленныйязыклежитнанижнейгубе.

Пустьязыкнашотдыхает,

Пустьнемножкоподремает.

«Окошко»

Описание:широкооткрытьрот "жарко"закрытьрот "холодно"

Ротприоткроюянемножко,

Губысделаю«окошком».

Зубкирядышкомстоят

Ивокошечкоглядят.

«Варенье»

Описание:Улыбнуться,приоткрытьротиширокимязыкомвформе "чашечки"облизатьверхнююгубуиспрятатьврот

НашейМашеоченьсмело,

Нагубувареньесело,

Нужноейязыкподнять,

Чтобыкапелькуслизать.

«Лошадка»

Описание:Улыбнуться,показатьзубы,приоткрытьроти,присасываяязыккнёбу,пощёлкатькончикомязыка.Ротширокооткрывать (каклошадкацокаеткопытами).

Ялошадкасерыйбок (цок,цок),

Якопытцемпостучу (цок,цок),

Еслихочешь,прокачу (цок,цок).

«Остановитьлошадку»:сомкнутьгубыидостаточносильноподутьчерезних.Губывибрируютислышенхарактерныйзвук:«тпру-у-у».

«Чистимзубки»

Описание:улыбнуться,открытьроткончикомязыкасвнутреннейстороны "почистить"поочереднонижниеиверхниезубы.

Рототкройте,улыбнитесь,

Своизубкипокажите,

Чистимверхниеинижние,

Ведьониунаснелишние.

«Заборчик»Хочу такой сайт

Описание:Улыбнуться,снапряжениемтак,чтобыбыливидныпередниеверхниеинижниезубы.Удерживатьгубывтакомположенииподсчётот 1до 5-10.

ШирокаНеварека,

Иулыбкаширока.

Зубкивсемоивидны

Откраёвидодесны.

«Дудочка»

Описание:Снапряжениемвытянутьвпередгубы (зубысомкнуты).

Надудочкугубыположим,

Идажесыгратьнанейсможем.

Ду-Ду-Ду.

«Грибок»

Описание:улыбнуться,широкооткрытьрот,присосатьязыккнёбу,чтобыподъязычнаясвязкабыланатянута («ножкагриба»).Удерживатьвтакомположении 5-10секунд.

Налеснойопушке,

Гдежилакукушка,

Выросгрибволнушка,

Шляпанамакушке.

«Орешки»

Описание:ротзакрыт,кончикязыкаснапряжениемпоочередноупираетсявщёки,нащекахобразуютсятвердыешарики "орешки".

Словнобелкимыбезспешки,

Ловкощёлкаеморешки.

«Качели»

Описание:Улыбнуться,открытьрот,кончикязыказаверхниезубы,кончикязыказанижниезубы.

Накачелях

Якачаюсь

Вверхвниз,

Вверхвниз,

Ивсевышеподнимаюсь,

Апотомвниз.

«Лесенка»

Описание:Улыбнуться,открытьрот,установитьязыквформечашечкинаверхнейгубе,затемперевести«чашечку»наверхниезубы,азатемзаверхниезубы.Удерживатьвтакомположении 3-5секунд.

Разступенькаязыкобнимаетверхнююгубу.

Дваступенькаязыкобнимаетверхниезубы.

Триступенькаязыкпрыгаетзазубки.

«Гармошка»

Описание:Улыбнуться,открытьрот,присосатьязыккнёбу,открыватьизакрыватьрот (какрастягиваютмехагармошки).Приэтомрастягиваетсяподъязычнаясвязка.Постепеннонадораскрыватьротвсёширеидольшеудерживатьязыквверхнемположении.

Присосуязыкнанёбо,

Атеперьсмотритевоба:

Ходитчелюстьвверхивниз

Унеётакойкруиз.

«Иголочка»

Описание:Открытьрот,языквысунутькакможнодальше,напрячьего,сделатьузкимиудерживатьвтакомположенииподсчётот 1до 5-10.

Улыбаюсь:вотшутник

Узким-узкимсталязык.

Межзубами,каксучок,

Вылездлинныйязычок.

«Пароход»

Описание:Слегкаулыбнуться,высунутьязык,зажатьегозубамиипетьзвук«ы»:«ы-ы-ы» (пароходгудит).

Вывожуязыквперёд,

Закушуегоивот:

«Ы»такгудитпароход.

«Маляр»

Описание:Улыбнуться,открытьроти«покрасить»кончикомязыкатвёрдоенёбо («потолок»),двигаясьтозубовдогорлышка.

Языккаккисточкамоя,

Иеюнёбокрашуя.

«Бульдог»

Описание:Чутьприоткрытьротипоместитьязыкмеждуверхнейгубойиверхнимизубами.Удерживатьвтакомположениинеменее 5секунд.

Заверхнююгубкузаложенязык

Бульдогуступатьникомунепривык.

Оченьважновыполнятьартикуляционнуюгимнастикуиразминкусистематически,алучшеежедневно.Ирезультатоттакихвеселыхзанятийнезаставитвасдолгождать!

Источник:Детскийпортал "Детискоро"

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.06.2019

Дата обновления: 15.01.2021

Дата публикации: 08.10.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».