Материал для автоматизации шипящих звуков в речи детей.
11.09.2019
Очень часто в речи детей дошкольного возраста можно услышать нарушение произношения шипящих звуков. Обычно дети в своей речи заменяют шипящие звуки на свистящие (так, Ш заменяется на С. Ребёнок произносит вместо «шапка» - «сапка»), нередко можно встретить губное или горловое произношение шипящих звуков (не «шапка», а «фапка» или «хапка»)
Для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет основой для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука Ш. Если звук Ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук Ж; добавив подъем средней части языка, получим Щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим Ч.
Звук Ш. При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
• губы несколько выдвинуты вперед;
• кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
• боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
• голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
• воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Звук Ж.
Звук Ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:
• губы несколько выдвинуты вперед;
• кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
• боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
• голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
• воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.
В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:
• губы слегка выдвинуты вперед и округлены;
• зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;
• широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
• воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;
• мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
• голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Звук Щ согласный, глухой, шипящий и всегда мягкий. Парных ему звуков в русском языке нет.
В момент произнесения звука Щ органы артикуляции занимают следующее положение:
• губы слегка выдвинуты вперед и округлены;
• зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;
• широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам; спинка языка поднята; язык напряжен;
• воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка более, выдыхаемый воздух проходит посредине языка;
• мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
• голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.06.2019
Дата обновления: 15.01.2021
Дата публикации: 11.09.2019