Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми в МБДОУ - детский сад 588 на 2018-2019 учебный год
06.06.2019
Система физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ – детский сад № 588
Основанием для проведения физкультурно-образовательной работы в МБДОУ являются следующие нормативные правовые документы:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
· Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"от 30 августа 2013 г. № 1014;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014);
· Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области" от 15.07.2013 № 78-ОЗ (ред. от 17.10.2013);
А также: Устав, лицензия и локальные правовые акты МБДОУ № 588, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ
· Профилактическо-оздоровительные мероприятия | · Создание условий для двигательной деятельности детей | · Система рационального питания | · Система двигательной деятельности | · Система закаливания | · Мониторинг |
Модель организации здоровьесберегающего процесса
· Оценка состояния здоровья детей | · Организация деятельности детей | · Работа с семьями воспитанников | · Формировании основ ЗОЖ | · Оздоровление детей | · Работа с персоналом |
Задачи (в соответствии с ФГОС ДО)
Оздоровительные:
· охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;
· всестороннее физическое совершенствование функций организма;
· повышение работоспособности и закаливание.
·
Воспитательные:
· формирование интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
· гармоничное развитие ребенка не только физическое, но умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
·
Образовательные:
· формирование двигательных умений и навыков;
· развитие физических качеств;
· овладение элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
·
Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса:
· учет гигиенических требований;
· создание условий для оздоровительных режимов;
· бережное отношение к нервной системе ребенка;
· учет индивидуальных особенностей и интересов детей;
· предоставление ребенку свободы выбора;
· создание условия для самореализации;
· ориентация на зону ближайшего развития.
Задачи, формируемые всеми участниками образовательных отношений (ДОУ, воспитанники, родители)
Ранний возраст (2-3 года) | Дошкольный возраст (3-7 лет) |
üОбогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных движений, развитию интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям; üОбеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей; üСоздать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям детского сада; üУкреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания; üПродолжать формирование умения ходить и бегать, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры | üУдовлетворять потребность детей в движении; üПовышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов; üРасширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера; üЦеленаправленно развивать физические качества (скоростные, силовые, силу, гибкость, ловкость и выносливость); üРазвивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость; üОбеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; üРазвивать у детей возможность самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур и навыков самообслуживания; üФормировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культуры |
Формы образовательной деятельности дошкольников
Деятельность
| Ранний возраст 2- 3 года | Младший дошкольный возраст 3-4 года
| Средний дошкольный возраст 4-5 лет | Старший дошкольный возраст 5-6 лет | Подготовительный к школе возраст 6-7 лет |
НОД (непосредственно образовательная деятельность) | Физкультурное занятие 10 мин.
2 раза в неделю | Физкультурное занятие 15 мин.
3 раза в неделю (одно из них на свежем воздухе в виде спортивных подвижных игр) | Физкультурное занятие 20 мин.
3 раза в неделю (одно из них на свежем воздухе в виде спортивных подвижных игр) | Физкультурное занятие 25 мин.
3 раза в неделю (одно из них на свежем воздухе в виде спортивных подвижных игр) | Физкультурное занятие 30 мин.
3 раза в неделю (одно из них на свежем воздухе в виде спортивных подвижных игр) |
Формы двигательной деятельности в режиме дня
Утренняя гимнастика
| 4-5 мин | 5-6 мин | 6-8 мин | 6-8 мин | 6-8 мин |
Двигательная разминка
| 1-2 мин | 1-2 мин | 2-3 мин | 3-4 мин | 3-4 мин |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | 10-15 мин 2 раза в день | 15-20 мин 2 раза в день | 20-25 мин 2 раза в день | 25-30 мин 2 раза в день | 25-30 мин 2 раза в день |
Индивидуальная работа по развитию движений | 3-4 мин | 4-5 мин | 5-7 мин | 7-10 мин | 7-10 мин |
Бодрящая гимнастика | 5 мин
| 5-6 мин | 6-7 мин
| 7-8 мин
| 7-8 мин
|
Физкультурный досуг | 10-12 мин
| 15- 20 мин | 20- 25 мин 1 раз в месяц | 25-30 мин 1 раза в месяц
| 25-30 мин 1 раза в месяц |
Оздоровительный бег |
| 3- 4 мин | 4-5 мин | 5-6 мин | 6-7 мин
|
Физкультурный праздник |
| 15-20 мин 2 раза в год | 20-30 мин 2-3 раза в год | 30-40 мин 2-3 раза в год | 40-50 мин 2-3 раза в год |
Неделя здоровья
| 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал | 1 раз в квартал
|
Самостоятельная двигательная деятельность детей | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно |
Музыкально-ритмические упражнения | 2 раза в неделю 5 мин | 2 раза в неделю 5 мин | 2 раза в неделю 5-10 мин | 2 раза в неделю 10-15 мин | 2 раза в неделю 10-15 мин |
Здоровьесберегающие технологии
Медико-профилактические технологии | Физкультурно-оздоровительные технологии | Психологическая безопасность | Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса |
üОрганизация мониторинга здоровья дошкольников üОрганизация и контроль питания детей üФизическое развитие дошкольников, закаливание, организация профилактических мероприятий üОрганизация обеспечения требований СанПиН; üОрганизация здоровьесберегающей среды | üРазвитие физических качеств, двигательной активности üСтановление физической культуры детей üДыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, üПрофилактика плоскостопия; üФормирование правильной осанки üВоспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
| üКомфортная организация режимных моментов; üУстановление оптимального двигательного режима; üПравильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок; Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми; üЦелесообразность применения приемов и методов üИспользование приемов релаксации в режиме дня | üУчет гигиенических требований; üСоздание условий для оздоровительных режимов üБережное отношение к нервной системе ребенка üУчет индивидуальных особенностей и интересов детей üПредоставление ребенку свободы выбора üСоздание условий для самореализации, ориентацию на зону ближайшего развития |
Система закаливающих мероприятий в МБДОУ
Факторы | Мероприятие | Место в режиме дня | Периодичность | Дозировка | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Вода | полоскание рта | после каждого приема пищи | ежедневно 3 раза в день | 50-70 мл воды t воды +20 |
| + | + | + | + |
полоскание горла | после сна | ежедневно | 50-70 мл р-ра нач. t воды +36 до +20 |
|
| + | + | + | |
ходьба босиком по мокрой дорожке | после сна | ежедневно 1 раз в день | 2-3 раза по 30 сек | + | + |
|
|
| |
обширное умывание | после сна | ежедневно 1 раз в день |
|
| + | + | + | ||
обливание ног | после дневной прогулки | июнь-август ежедневно | нач.t воды +18+20 20-30 сек. |
| + | + |
|
| |
гигиенический душ | после дневной прогулки | июнь-август ежедневно | нач.t воды +38+36 20-40 сек. |
|
|
| + | + | |
умывание | после каждого приема пищи, после проулки | ежедневно | t воды +28+20 | + | + | + | + | + | |
Воздух | облегченная одежда | в течении дня | ежедневно, в течение года | - | + | + | + | + | + |
одежда по сезону | на прогулках | ежедневно, в течение года | - | + | + | + | + | + | |
прогулка на свежем воздухе | после занятий, после сна | ежедневно, в течение года | от 1,5 до 3часов, в зависимости от сезона и погодных условий | + | + | + | + | + | |
утренняя гимнастика на воздухе | утро | июнь-август | в зависимости от возраста | + | + | + | + | + | |
физкультурные занятия на воздухе | в течение дневной прогулки | в течение года | 10-30 мин., в зависимости от возраста | + | + | + | + | + | |
воздушные ванны | после сна | ежедневно, в течение года | 5-10 мин., в зависимости от возраста | + | + | + | + | + | |
на прогулке | июнь-август | - |
|
|
|
|
| ||
выполнение режима проветривания помещения | по графику | ежедневно, в течение года | 6 раз в день | + | + | + | + | + | |
дневной сон с открытой фрамугой | - | ежедневно, в течение года | t возд.+15+16 |
|
| + | + | + | |
дыхательная гимнастика | во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна | ежедневно, в течение года | 3-5 упражнений |
|
| + | + | + | |
Солнце | дозированные солнечные ванны | на прогулке | июнь-август
с учетом погодных условий | с 9.00 до 10.00 ч. по графику
| - | до 25 мин | до 25 мин | до 30 мин | до 30 мин |
Рецепторы |
босохождение в обычных условиях |
в течение дня | ежедневно, в течение года |
3-5 мин |
+ |
|
|
|
|
5-8 мин |
| + |
|
|
| ||||
8-10 мин |
|
| + |
|
| ||||
10-15 мин |
|
|
| + | + | ||||
самомассаж | после сна | в течение года | 2 раза в неделю |
|
| + | + | + | |
босохождение по ребристой доске | после сна | в течение года | 1-2 упражнения | + | + | + | + | + |
Примерные результаты образовательной деятельности по физкультурно-оздоровительной деятельности
(мониторинг развития 2 раза в год)
Ранний возраст | Младший возраст | Средний возраст | Старший возраст | Подготовительный к школе возраст |
| ||||
üРебенок интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями. üПри выполнении упражнений демонстрирует достаточную координацию движений, быстро реагирует на сигналы üС большим желанием вступает в общение с воспитателем и другими детьми üПри выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх, проявляет инициативность. üСтремится к самостоятельности в двигательной деятельности üИзбирателен по отношению к некоторым двигательным действиям üПереносит освоенные простые новые движения в самостоятельную двигательную деятельность. | üРебенок с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен üПри выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, подвижность в суставах, быстро
реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое üУверенно выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при совместных построениях и в играх. üПроявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре. üС удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности и результату. üС интересом слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания. | üВ двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость. üУверенно и активно выполняет основные движения, основные элементы, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная и мелкая моторика рук. üПроявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности. üПереносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. üСамостоятельная двигательная деятельность разнообразна. üРебенок проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности. üМожет элементарно охарактеризовать свое самочувствие. üСтремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, Умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого | üДвигательный опыт ребенка богат. üВ двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. üВ поведении четко выражена потребность в двигательной деятельности и физическом совершенствовании. üРебенок проявляет стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательность и инициативу при выполнении упражнений. üИмеет представления о некоторых видах спорта. Уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения üПроявляет необходимый самоконтроль и самооценку, способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру. üМотивирован на сбережение. üУмеет практически решать некоторые задачи ОБЖ. üГотов оказать элементарную помощь самому себе и другому. üУмеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого | üДвигательный опыт ребенка богат; üВ двигательной деятельности ребенок успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. üОсознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. üПроявляет элементы творчества в двигательной деятельности: стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях. üПроявляет постоянно самоконтроль и самооценку. üСтремится к лучшему результату. üИмеет начальные представления о некоторых видах спорта. üИмеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его. üВладеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья. üМожет оказать элементарную помощь самому себе и другому üУмеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого |
Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников по физкльтурно-оздоровительной деятельности
Основные задачи взаимодействия с семьями воспитанников | Принципы взаимодействия МБДОУ с семьей | Формы и методы работы
|
üИзучить интересы, мнения, запросы родителей üОбеспечить оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей по вопросам образования ребенка üИспользовать опыт работы других учреждений для построения модели взаимодействия с родителями üРасширять формы и способы работы с родителями: создание совместных проектов на основе поддержки образовательных инициатив семей üСпособствовать созданию особой творческой атмосферы и привлечению родителей к активному участию в деятельности МБДОУ üИзучить и транслировать положительный семейный опыт развития и воспитания детей üСпособствовать просвещению родителей в области детской педагогики и психологии | üДобровольности üИндивидуального подхода üСотрудничества, а не наставничества üКачества, а не количества üДинамичности üРефлексивности | üБеседы о здоровом образе жизни. üИнформация о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка. üКонсультации медицинских работниках о негативных факторах, наносящих вред здоровью. üСовместные мероприятия по сохранению психофизического здоровья ребенка. üЧтение художественной литературы, просмотр фильмов. üОрганизация в ДОУ секций, студий, направленных на оздоровление дошкольников. üНаглядная пропаганда о необходимости создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка. üБеседы и консультации по формированию положительного отношения к физкультуре и спорту, привычке к утренней гимнастике. üОрганизация совместных мероприятий, прогулок на природу, туристических походов, физкультурных праздников, конкурсов. üСоздание в семье спортивного уголка. üСовместное чтение художественной литературы о спорте, просмотр фильмов. üИнформация об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития. üПропаганда лучшего семейного опыта воспитания |