Интеллектуальная готовность к школе
18.03.2025
Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира;
· Следующий уровень интеллектуальных процессов:
- умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
- умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
- умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
· Обучаемость:
- усвоение нового правила работы;
- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;
- уровень развития обобщения (например, роза – цветок низкий уровень, роза – цветок –растение – живая природа высокий уровень).
· Сумму усвоенных знаний;
· Речевое развитие:
- усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;
- развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);
- осознание словесного состава речи.
Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная в начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.
В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы детей
6 – 8 лет:
1. Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.
2. Неполные зрительно-пространственные представления.
3. Недостаточное развитие мелкой моторики рук.
4. Недостаточное развитие
внимания.
5. Недостаточное развитие произвольности поведения.
6. Нарушение формирования учебной мотивации.
7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
9. Высокая утомляемость.
Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща.
Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.
Особое внимание при определении готовности к школьному обучению уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых являются:
· Педагогическая запущенность,
· Отставание в психическом развитии,
· Наличие легких органических поражений мозга (так называемая «минимальная мозговая дисфункция»),
· Признаки гипер- и гипоактивности,
· Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.),
· Астенизация, сниженная работоспособность,
· Нарушение детско-родительских отношений (один из важнейших факторов).
Итак, уважаемые родители, к концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка.
Физические качества– качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели.
Интеллектуальные качества– это качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Личностные качества – это качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие.
Данная разбивка качеств условна, поскольку качество задается как системное образование. Для возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).
Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.