Логико-математические игры
08.05.2019
Учиться можно только весело!
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов.
Использование логико-математических игр способствует реализации следующих целей:
· Активизация умственной деятельности детей.
· Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
· Формирование основ творческого мышления.
· Развитие эмоционально-волевой сферы.
· Развитие коммуникативных навыков.
· Повышение интереса детей к математике.
· Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
· Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
· Воспитание нравственно-волевых качеств личности.
Для успешного использования логико-математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:
· Создание предметно-развивающей среды.
· Систематизация игр в планировании.
· Уровень сенсорного развития дошкольников.
· Индивидуально-дифференцированный подход (система дифференцированных заданий).
· Характер мотивации.
· Руководство детской деятельностью в игре (отношение сотрудничества
с детьми).
· Использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.
Тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность. «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
"Геоконт Малыш"
"Геоконт" открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений. Дети складывают фигуры на «Геоконте», отвечают на вопросы.
Состав
Поле (245х250 мм, фанера, цветная пленка) с нанесенной координатной сеткой. В тридцати трех точках координатной сетки установлены разноцветные пластмассовые гвоздики (цвета радуги, черный и белый).
Резинка трех цветов.
Альбом схем.
Что развивает
- различение цветов радуги;
- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
- умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве;
- умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;
- внимание, память, элементы логического мышления;
- воображение, творческие способности;
- пальцевую и кистевую моторику рук.
Как играть
Игра размещается на столе. Ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу.
"Квадрат Воскобовича 2-х цветный"
Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения - 1000000. Можете проверить.
Рекомендуемый возраст 2-5 лет
Состав
• На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - красного цвета, другая – зеленого.
• Цветные пооперационные схемы сложения 19 фигур
Что развивает
- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;
- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом;
- внимание, память, пространственное и логическое мышление;
- воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
Описание
Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения - 1000000.
"Квадрат Воскобовича 4-хцветный"
Рекомендуемый возраст5-9 лет
Состав
•На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - зеленого и желтого цвета, другая – синего и красного.
• Цветные рисунки 18 сложенных фигур в книжечке «Квадратные забавы» (100х95 мм, цветная печать).
Что развивает
- умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;
- умение конструировать плоскостные и объемные фигуры;
- внимание, память, пространственное и логическое мышление;
- воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
Описание
Этот «Игровой квадрат» - головоломка. Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения нарисованных в книжке «Квадратные забавы» фигур.
"Прозрачный квадрат"
Рекомендуемый возраст – 3-9 лет.
Состав игры
• 30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм) На каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции, пятиугольника или шестиугольника.
• Схемы сложения фигур.
• Методика-сказка «Подарок хранителя озера Айс».
Что развивает
- освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
- умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части;
- умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок.
- внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
Описание
Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.
С «Прозрачным квадратом» можно играть индивидуально и вместе с друзьями (игра «Вертикальное домино»).
"Прозрачная цифра"
Рекомендуемый возраст – 4-9 лет.
Состав игры
• 24 прямоугольные пластинки из прозрачной пленки ПВХ (297х105 мм). На пластинках нарисованы цветные (красные, желтые, синие, зеленые) полоски в различном пространственном положении.
• Бумажные карточки-трафареты с цветными (красными, желтыми, синими, зелеными) цифрами от 0 до 9 (по принципу электронной восьмерки).
• Инструкция.
Что развивает
- умение сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению полосок;
- умение составлять цифры от 0 до 9 по образцу и памяти;
- объем и концентрацию внимания, память, умение анализировать, сравнивать;
- воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
Как играть
Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает полоски и составляет цифры сначала по образцу, потом по памяти. Конструирует из полосок на пластинках предметные силуэты.
С «Прозрачной цифрой» можно играть индивидуально и вместе с друзьями (игра «Вертикальное домино»).
"Чудо-крестики 3"
Рекомендуемый возраст5-7 лет
Состав
•Рамка (210х297 мм, фанера, цветная пленка).
• 7 фигур-вкладышей в форме крестиков (фанера, пленка розового, малинового, салатного, бирюзового, светло-голубого, лимонного, лилового цветов): 1 целая и 6 составных (из четырех, пяти, шести, семи частей). Части – это геометрические фигуры: прямоугольники, треугольники, параллелограмм, другие многоугольники и круг, составленный их двух половинок.
• Альбом фигурок (50 фигур).
Что развивает
-сенсорные способности (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера);
- умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей;
- внимание, память;
- воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
Описание
Ребенок составляет «крестики» из частей в рамке, на столе в виде «башни» («крестики» накладываются друг на друга), «дорожки» («крестики» прикладываются друг к другу). И самое интересное – конструирует фигурки по схемам из альбома и собственному замыслу.
"Чудо-цветик"
Рекомендуемый возраст – 3-7 лет.
Состав игры
• Рамка (120х240 мм, фанера, цветная пленка).
• 2 составные фигуры-вкладыши в форме цветка (фанера, цветная пленка). Один цветок состоит из десяти равных частей («лепестков»), второй – из четырех неравных частей («лепесток», «двудолька», «трехдолька» и «четырехдолька»).
• Альбом фигурок.
• Методика-сказка «Долька, Малыш Гео и тайна «Чудо-цветика».
Что развивает
- освоение состава числа в пределах 10, соотношения целого и части (дробей);
- умение составлять целое из частей по схематичному рисунку и собственному замыслу;
- умение анализировать, сравнивать;
- внимание, память;
- воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
Описание
Ребенок составляет в игровом поле или на столе цветки - «двудольки», «трехдольки», «четырехдольки», «пятидольки» и так до десяти. По схемам в альбоме складывает забавные фигурки (лошадок, бабочек, лягушек, черепах и многое другое). И, конечно, придумывает сам и составляет предметные силуэты и сюжетные картинки.
"Шнур-затейник"
Рекомендуемый возраст –3-7 лет.
Состав игры
•Поле (240х130 мм, фанера, цветная пленка) с тремя рядами отверстий и закрепленными в них металлическими кнопками.
• 3 цветных шнурка.
• Схемы узоров, цифр и слов.
• Методика-сказка «Филимон Коттерфильд, знаменитый факир».
Что развивает
- умение ориентироваться на плоскости (верхний, средний, нижний ряд);
- умение вышивать различные узоры по схеме и графическому диктанту;
- освоение моторного образа цифры, буквы, составление слов и их написание;
- внимание, память, мышление;
- пространственное воображение, творческие способности;
- мелкую моторику рук.
Как играть
Ребенок продевает шнурок через блочку, обкручивает его вокруг блочки и таким образом «вышивает» по схеме или словесному диктанту узоры, цифры, буквы, слова, различные предметные силуэты.