Как помочь ребенку преодолеть речевые нарушения

16.01.2019

             Речевая  функция - одна  из важнейших  психических функций человека.  В процессе речевого развития  формируются  познавательная деятельность и мышление  ребенка. Благодаря  нормальной речи у детей формируются и уточняются представления  об окружающей  действительности. Овладение  правильной  речью создает необходимые условия для различных  форм деятельности.
Нарушение  речи отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается  на его деятельности и поведении. Это сказывается и на овладении грамотой, и не успеваемости  в целом, а в дальнейшем - и на выбор профессии. Вот  почему  необходимо помочь ребенку преодолеть речевые нарушения еще  в дошкольном возрасте, тем  самым,  обеспечивая  его полное, всестороннее развитие.

          Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

   Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), нефропатия (более тяжелая стадия гестоза), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).

   Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка (глухота, слепота, умственная отсталость, пороки сердечно-сосудистой системы).

Цитомегаловирус на ранних стадиях беременности приводит к гибели плода. Если беременность сохраняется, вирус нарушает развитие плода. Вирусный гепатит может вызывать различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности.

Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота). Могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.

   Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.

  Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

  Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте.

  Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект. Они растут медленнее, отличаются гипервозбудимостью.

   Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.

   Работа на вредном производстве.

   Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.

Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯХочу такой сайт

Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).

   Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.

   Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий.

  Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.

Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.

Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.

Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.

Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха.

Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников.

Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Все маленькие дети подражают речи окружающих людей. Если ребенок общается с людьми с нарушениями речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков (например, Р и Л), темп его речи ускоряется. Известны случаи появления заикания по подражанию.

Всё перечисленное может в той или иной степени  явиться причиной речевого нарушения. Если вы, родители, видите у своего ребенка серьёзные речевые проблемы, то первое, что нужно сделать - попасть на приём к неврологу. Врач поставит вашему ребёнку точный диагноз и назначит соответствующее лечение. Также врач-невролог подскажет вам нужны, или нет вашему ребёнку занятия с логопедом. В нашем детском саду я - логопед в начале года обследую детей. Тех детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи, направляю на психолого-медико-педагогическую комиссию, где специалисты определяют необходимость занятий с логопедом для вашего ребёнка.

В детском саду логопедические занятия проходят в виде индивидуальных и подгрупповых занятий 2 раза в неделю. На своих занятиях я знакомлю детей с органами артикуляции, развиваю подвижность языка, при необходимости, мимических мышц. С первых занятий идёт постановка нарушенных звуков, знакомство со звуками русского языка. Также дети изучают существительные, слова, обозначающие действия, признаки. Учатся подбирать к каждому слову свой предлог, составлять рассказы, обучаются навыкам звукового анализа слов, составлению графической схемы предложений. 

В своей работе логопед  должен сотрудничать с родителями: проводить консультации, показывать открытые занятия, задавать домашние задания. Родители, в свою очередь, должны выполнять то, что от них требует логопед. Особое внимание родители должны уделять домашним заданиям: стараться выполнять вместе с ребёнком всё, что задаёт логопед. Обычно домашнее задание состоит из 6-8 заданий. Начинать следует с артикуляционной гимнастики, потом переходить к проговариванию автоматизируемого звука в слогах, словах и предложениях. Если вы видите, что ребёнку тяжело сразу выполнить все задания, то делите весь материал на две части и выполняйте задания с перерывом. Устные задания логопеда следует проговаривать ежедневно, по мере поступления новых заданий, письменные задания лучше выполнять в первый день.

 Уже с момента постановки звуков, вы должны контролировать речь своего ребёнка, следить за правильностью его звукопроизношения. Если вы слышите, что звук произносится вашим ребёнком неправильно, обращайте на это его внимание, просите повторить это же слово, но правильно. 

Автоматизация звуков – это сложный и длительный процесс, поэтому нужно набраться терпения и всеми силами помогать своему ребёнку преодолеть речевые проблемы. Сделать это в более короткие сроки поможет сотрудничество с логопедом детского сада.

Важно заметить, что родители также должны самостоятельно развивать своего ребёнка: читать с ним книги, пересказывать тексты, описывать героев сказок, заучивать стихотворения. Находите время для занятий со своим ребёнком.

Соблюдая все эти несложные правила, вы можете помочь своему ребёнку преодолеть речевые нарушения.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».