Развитие артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста
12.03.2019
Развитие артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста
Речевое развитие ребёнка – это длительный и сложный процесс. Подготовка к овладению языком начинается у малышей уже с 2-4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков, этот этап называется гулением. Дальше ребёнок начинает произносить более сложные звуки, что называется лепетом. Уже с 7-8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной моторики к формированию правильного звукопроизношения. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (звуки Ш, Ж, Л, Р). Ребёнок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объём движений развиваются у ребёнка постепенно. Взрослые могут ускорить этот процесс, выполняя с ребёнком несложные упражнения. Для тренировки и развития артикуляционной моторики предлагаем специальные упражнения, представленные в виде сказок, которые очень нравятся малышам.
Сказки о Весёлом язычке
1. Сегодня я расскажу тебе сказку о Весёлом Язычке. Слушай внимательно и помогай мне. Жил-был Весёлый Язычок. Он очень дружил со спортом и каждое утро делал зарядку. Вот и сейчас он вышел на крылечко (рот открыт, губы вытянуты вперёд), посмотрел по сторонам (язык влево-вправо, из одного угла рта в другой) и начал зарядку. Любимое упражнение у Язычка – наклоны вперёд и назад (язык к верхней губе - к нижней губе). Следующее упражнение – наклоны влево и вправо (рот открыт, язык делает движения влево-вправо по верхним зубам с внутренней стороны). Разогрелся Язычок и побежал вокруг домика быстро, как лошадка (щёлкать язычком), громко застучал башмачками по дорожке (громко повторять Д-Д-Д-..). Бежит Язычок, а ветер в его ушах так и шумит (дуть через вытянутые вперёд губы).
2. Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Решил язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку, и Язычок тоже (улыбаться, зубы сомкнуты). Дети занимаются с обручами, и Язычок тоже взял обруч (рот открыт, губы вытянуты вперёд). Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже лёг отдохнуть (рот открыт, язык лежит на нижней губе). Дети прогнули свои спинки, и Язычок тоже (рот открыт, загнуть вверх кончик и боковые края языка). Дети стали подбрасывать мячики вверх, и Язычок тоже (дуть прерывисто__---__---__--). Закончилась зарядка, дети ровненько встали, и Язычок тоже (рот открыт, кончик языка поставить за верхние зубы и удержать в этом положении).
3. Перед речевым занятием или чтением.
Язычок приготовился слушать. Он лёг на нижнюю губу, показывает какой он внимательный и послушный (рот открыт, язык на нижней губе). Очень хочется Язычку послушать интересную историю и от нетерпения он то выглядывает, то снова прячется за зубы (рот открыт, облизывать верхнюю губу, движения вперёд-назад, а не вправо-влево). Бегает Язычок, ищет местечко поудобнее («бить» кончиком языка по верхним зубам). Устроился на диване (упереть широкий кончик языка в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (выдувать воздух через слегка сомкнутые губы). Ну что же, теперь можно и послушать нашу историю (можно почитать ребёнку небольшую сказку)
4.Перед чтением.
Сегодня Язычок сам хочет послушать сказку. Он с нетерпением к этому готовится, весело улыбается. Подвинул поближе свой любимый диванчик (рот открыт, язык на нижней губе). Тянется к полке за своей любимой книжкой (рот открыт, язык поднимать к верхней губе, опускать к нижней губе). Перелистывает странички в книжке (рот открыт, в быстром темпе облизывать верхнюю губу,движения вперёд-назад). Сдувает пылинки с книжки (прерывисто дуть, губы вытянуть вперёд трубочкой). Итак, слушаем.
5. Сказка о Малыше (можно взять небольшую игрушку – человечка).
Малыш тебе улыбается, и ты ему улыбнись (улыбка, губы сомкнуты). У Малыша нет зубов, покажи ему, какие у тебя красивые зубки (рот растянут в улыбку, зубы сомкнуты). Давай научим Малыша показывать «лопатку», но сначала похлопаем по язычку (произносить пя-пя-пя, но язык должен при этом лежать на нижней губе). А теперь положи на нижнюю губу плоский язычок, вот и получилась «лопатка». Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губку и подуй на него, чтобы он отдохнул. От ветерка язычку стало холодно, спрячь его за зубки (язык опустить за нижние зубы, закрыть рот и улыбнуться).
6. В гости пришёл Снеговик (лучше заранее приготовить картинку с изображением снеговика).
К нам сегодня пришёл Снеговик, он улыбается, и ты ему тоже улыбнись. Покажи ему язычок плоский, как лопата (рот открыт, язык на нижней губе). Подуй на язычок, покажи Снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (положить язык на ниж.губу и дуть на язык). Убери язычок за зубки и покажи, какие они у тебя чистые (движения языком вправо-влево по нижним зубам).
7. Сказка о девочке Свете (нужна кукла или игрушка-девочка).
Сегодня мы познакомимся с девочкой Светой. Ей приснился сон, как будто она подружилась со снеговиком, и они вместе играют. Света и снеговик весело улыбаются друг другу (улыбка), показывают зубки (улыбнуться так, чтобы были видны зубы. Бегают по снегу (рот открыт, язык на нижней губе), прокладывают дорожки (попробовать свернуть язык трубочкой), катаются с ледяной горки (рот открыт, язык поднять вверх, к твёрдому нёбу). Весело Свете играть со снеговиком!
8. Сказка про Мышку.
Жила-была Мышка. Жила она в красивом домике. Мышка проснулась, открыла окошечко и вышла на крылечко (рот открыт, язык на нижней губе). Ветерок дует на мышку. Пришлось ей надеть тёплую кофточку (закрыть верхнюю губу языком). Пошла мышка пить чай из чашечки. Выпила одну чашечку чая (поднять кончик языка и его боковые края к верхней губе), другую, третью. Потом мышка поиграла немного с пушинкой (дуть через вытянутые вперёд губы) и подошла к двери (поставить кончик языка за верхние зубы и удержать в этом положении, рот открыт).
Данные сказки можно использовать, как основу, а ваша фантазия поможет вам придумать новые занимательные сказки и истории для вашего малыша.
При подготовке данных рекомендаций использованы
материалы журнала «Логопед», информация с
сайта www.ourkids.ru,
а также личные разработки автора